П.Игнатовская

 

Инновации и экономический рост

 

 

Инновации, представляя собой научно-техническое и технологическое совершенствование производства, придают экономическому росту интенсивный характер.

Основное   содержание   инноваций  заключается   в   повышении наукоемкости    производства    и   увеличении    на   этой    базе    его эффективности. Инновации выражаются в снижении материальных и

трудовых затрат, улучшении качества продукции, освоении новых технологий,          обеспечении          устойчивости          расширенного

воспроизводства. При этих условиях возможен интенсивный экономический рост, обеспечивающий    высокий    жизненный    уровень    населения.   Структура инвестиций в основной капитал в России в период реформ не отличалась инновационной направленностью. До 1999 г. почти две трети вложений в основной капитал были осуществлены в строительно-монтажных работах, в 1999 г. - 48%. На различные виды оборудования, включая наукоемкие, было израсходовано в 1992 г. - 21% капиталовложений, в 1999 г. - 34%. В этом сдвиге нашло отражение расширение сети научно-исследовательских организаций, опытных заводов, использовавших новую технику.

Важнейшими направлениями инноваций служит применение электронных устройств, компьютеров, оптоволоконной техники, методов математического анализа, телекоммуникаций, роботостроения, информационных услуг. Для такого развития инновационной деятельности требуется более богатая финансовая и научно-техническая база. К сожалению, в отдельные годы сокращались расходы на научные исследования, разработки, а также на подготовку производства к освоению инновационной продукции и высоких технологий. Это значит, что инвестиционные ресурсы зачастую используются на текущие задачи. Отраслевая структура инновационной деятельности в последние годы не очень менялась. Позитивным в ее характеристике являются преобладающие в научно-исследовательских разработках освоения продуктов и технологических новшеств, означающих подготовку производства к выпуску новых видов продукции. Это особенно характерно для машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, легкой промышленности.

Но удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства пока незначительный. В машиностроении в 1996 он составил менее 6,6%, в химической и нефтехимической промышленности – 4,6%, в микробиологической и пищевой промышленности – 4,9%. Вместе с тем объем отгруженной инновационной продукции за 1995 - 1998 гг. в целом по промышленности увеличился на 15%, а в машиностроении - более чем удвоился.

Инновации в производстве составляют наиболее перспективный и эффективный способ экономического роста. В этом выражена наиболее существенная особенность и значение этого экономического процесса. По имеющимся данным статистики российская промышленность на 80% оснащена отечественными средствами производства. Импортное оборудование занимает незначительную долю в инновационных процессах. К тому же инновации в российской промышленности совершаются в основном за счет собственных ресурсов  и  на базе  отечественной  науки,   а также  в  основном использования машин и оборудования российского производства. Это позволяет определять в самой стране перспективы инноваций. Основной задачей инновационной деятельности является необходимость обеспечения ресурсосбережения, особенно сокращения топливно-энергетических затрат. Из этого следует вывод о необходимости увеличения инвестиций для внедрения соответствующих технологий, способных обеспечить интенсивный характер инновационной деятельности, а также основанного на ней экономического роста.

Это также означает, что для внедрения инновационных технологий потребуется меньше инвестиций, чем при наращивании добычи топливных и сырьевых ресурсов на базе прежних технологий.

По данным экспертов, ресурсосберегающие возможности отечественных технологий и оборудования незначительно уступают базовым западным образцам. Задача развития российских технологий решается, главным образом, за счет собственных средств предприятий (накоплений и амортизации).

Из вышеизложенного вытекает необходимость государственного влияния на инновационную деятельность путем поддержки программ снижения энергоемкости, материально- и трудоемкости продукции - при повышении ее наукоемкости. Для решения этих задач государство должно способствовать осуществлению научных разработок, увеличивая долю бюджетных средств, направляемых на эти цели в сферу науки.

Государство не должно отключаться от наблюдения за использованием амортизационных отчислений и накоплений предприятий, рассматривая их использование именно на инновации, а не на строительство новых объектов, потому что в тех случаях, когда во вновь построенных цехах применяются устаревшие технологии -возможности экономического роста сокращаются.

Для решения инновационных программ необходимо лучше использовать льготы в налогообложении. До принятия Налогового кодекса почти половины суммы прибыли предприятия, используемой на инвестиции, освобождались от обложения налогом. Необходимо не только восстановить, но и расширить действие этой льготы, когда инвестиции используются на инновационные цели. Эффективность от их реализации значительно пополнит ресурсы страны, как в экономической, так и в социальной сфере.

Требуется также принятие Закона об инновационной
деятельности, закрепляющего осуществление ее перспектив в
правовом, содержательном и финансовом направлениях. Основное
внимание государство должно уделять подготовке
квалифицированных                    кадров, способных обеспечивать
инновационную деятельность, особенно в электронной
промышленности, продвигать импортозамещение на этом
направлении.

Государство может повлиять на инновационное развитие производства потребительских товаров для населения на предприятиях легкой, пищевой промышленности, а также


предприятий машиностроения, выпускающих предметы длительного пользования (холодильники, телевизоры, стиральные машины). Для этого следует взвесить возможности введения для перечисленных производств передовых цен на топливо и тарифов на электроэнергию, транспортные услуги.

В результате осуществления мер, способствующих инновационной деятельности в сфере производства, науки и материальных услуг, государство сможет решать задачу изменения структуры экономики в пользу обрабатывающих отраслей на основе государственных и социальных программ, способных обеспечить перспективы устойчивого экономического роста.