Намичеишвили Р.Л.,

К. э.  н., доц.,

директор Кутаисского экономического лицея им. Н.Николадзе

 

Принципы формирования рыночного сознания в Грузии

 

Переустройство экономики страны на рыночные принципы требовало институции частной собственности,  что, возможно, было путем разгосударствления и приватизации общенародного имущества.  Предлагались разные методы распределения государственной собственности с амбицией и претензией на справедливость. Справедливость категория не чисто экономическая. Она социальная ограниченность и находится вне экономики, что ставит экономику в подчиненное положение и, правда, этим она приобретает форму справедливости, однако ей никогда не оставляет интерес выйти за рамки, хотя бы временно и пользоваться ситуацией. (Здесь социальная  цивилизация экономики не  входит в круг наших интересов и наоборот). Получается, что за занавесом цивилизации природные инстинкты прикрываются сложными системами регулирования свободного развития экономики, которые  при ослаблении социально направляющих механизмов полностью показывают свое дикое происхождение, свою натуру. Это уже факт. Почти четвертая часть населения иммигранты, тысячи - безработные, резкое падение рождаемости, спекуляция, коррупция, углубление социальной дифференциации и т.д.

За последние годы появились разные политические и экономические доброжелатели, которые развитие экономики связывают с волей правительства. Внешне это имеет интеллектуальную окраску и  вызывает уважительное отношение населения.  В действительности   трудное социальное и экономическое положение зиждется на твердых и глубинных пластах социальных и экономических  институтов. В частности, об этом мы уже говорили выше. А что касается другой части проблем, можно сказать следующее. В процессах переориентации с  действующей экономической системы на рыночную, острый дефицит предпринимательского класса в стране развязал руки многочисленным авантюристам. Этим смелым, бесстрашным рыцарям, интеллектуалам со средними способностями, что уже вызывает  зависть со стороны высших интеллектуалов и неудачных в бизнесах политиков, необразованных чиновников.

 Политикой власти должно быть расширение экономической свободы, создание условий для развития бизнеса, качественного обновления человеческого фактора. Но и здесь вступает новый дефицит-недостаточность патриотизма и чувства ответственности перед  страной. Среднее и более низкое образование далеко прошло, интеллектуалам обрезаны все пути выдвижения вперед. Сказывались и  болезненные последствия революции-претензии ее Солдатов на важные и ответственные правительственные посты,  как участников изменения власти. Эти претензии имеют нескрываемый, открытый характер.

Верховная  власть обязана удовлетворить их претензии. В результате получается беззаконие, массовое наступление на свергнутое правительство, конфискация их  имущества. С одной стороны, это верно, но с другой стороны, это отрицательно  сказывается  на  социальном поведении населения. Популяризируются силовые методы решения социальных противоречий, мало времени остается для инноваций в экономике, усиливаются антиправительственные настроения. Если ограничимся этим, можно сказать, что революции, какие благородные цели они не предусматривали бы, с какими бы меньшими потерями они не совершались, все равно, революции выражают дефицит образования того населения в той эпохе, в которой они живут. Однако этим совсем не говорится, что все надо повернуть вспять. Верховная власть составляют, правда, молодые, но решительные личности, имеющие европейское и американское образование. Это  высокообразованные, компетентные, авторитетные кадры, отличающие высоким патриотизмом и целенаправленностью объединения своей родины, улучшения  экономического и социального благосостояния.  Но это только верхний эшелон правительства. Ее средние и низовые звенья пронизывает острый дефицит. Пока еще не реализуется критический потенциал населения в отношении правительства. Средства массовой информации и общественные организации еще не стали активными поборниками интересов населения.

Общество состоит из замкнутых, раздробленных  социальных групп, имеющих личные групповые интересы. Быстрое изменение ситуации к лучшему направлению расширение рыночных отношений завысить от политики верховной власти освободится от тех Солдатов революции, которые не имеют ничего, кроме своего" революционного" прошлого. Под политикой мы подразумеваем систем те мероприятия, действие которых вынудит некомпетентных претендентов  искать себя в труде,  а не  цепляться за того, кто вместе с другими создавал массу митингующих. Митингомания извращает общество, умножает безделье и создает касту неустойчивых людей.

 В структуре мероприятий, о которых мы уже упомянули  выше, подразумевали и комплекс мер  экономического порядка. В 1978г. автор выпустил монографию, в которой предлагал принципы о расширение рыночных отношений с помощью экономического порядка. Эти принципы охватывали в одну систему законы налогообложения, структуризацию экономических институтов и их техническое перевооружение, подготовку квалифицированных кадров и методологический подход определения инвестиций на эти цели. Таким образом, определялись расходы улавливания 1 лари дохода государства. Однако правильные теоретические подходы тогда не нашли практического применения. Дальнейшее исследование  показало, что научная  разработка теоретических принципов и верных подходов развития рыночной экономики недостаточны для решения проблем. Более того, правильные научные решения при отсутствии условий их применения, могут принести отрицательные последствия, которые часто имеют длительный характер проявления.

Правительству Шеварднадзе не хватало многого, во-первых, компетенции и  государственной ответственности, во-вторых, предпринимательской культуры. Политическая власть стала институтом присвоения национального богатства. За некоторым исключением богатые люди, бывшие правительственные чиновники, большая часть которых уже привлекается к уголовной ответственности, и имущество которых конфискуется новым правительством. Однако и новое правительство не пошло дальше институционализма. Меняется  структура институтов, а человеческий капитал не претерпевает качественного обновления, в связи с чем почти не поднимается уровень экономической активности населения, углубляется социальное расслоение общества. В этих условиях сохраняются заряды революционной смены правительства. Властные структуры должны быть призваны защитить принципы рыночной экономики, а не питать население обещаниями на перспективу.

Изучение автором деятельности ряда партийных организации и общественных движений в Грузии  за последние пяти лет позволяет ему сказать, что практически  ни один кандидат, претендующий на занимаемую должность и не одна организация не имели ни программы, ни опыта выхода экономики из тяжелого состояния. Целью большинства из них было одно - во что бы то ни стало занимать должность в правительстве и использовать ее для  удовлетворения  своих личных устремлений. Чуть больше чем  десятилетняя самостоятельность страны явно недостаточна для выработки адекватных рыночной экономике навыков и традиций. Требуется проведение политики массового  переобучения населения, обоснование новых институтов образования.

Нет основания, сказать,  что советская система образования была неэффективной, однако в новых условиях хозяйствования она оказалась не только  малоэффективной, но и коррумпированной о чем можно прочесть в периодических изданиях и послушать по радио, увидить по  телевидению. То, что система образования по сей день, осталось недореформированной, имеет свою причину. Долгие годы система образования рассматривалась, как ведущий механизм   единой идеологической машины и от нее зависела судьба в выборных компаниях первого лица страны. Именно этим можно объяснить опоздание реформы образовательной системы и положение сплошной коррупции в этой системе. Бывшее правительство и высшие руководители образовательных школ оказались на перекресте интересов. В результате институты образования приобрели неограниченную свободу. Государственные образовательные учреждения создали смещенную систему финансирования. Возникла неконтролируемая  ситуация в денежном обращении. Коммерческие институты размножались в геометрической прогрессии. Частные высшие учебные заведения открывались даже в селах, не имеющих никаких условий для таких целей. Таким образом, искусственно образовалась безработица т.н. высококвалифицированных кадров. Одновременно с этим потеряли не только престиж, но и источники пополнения рабочие профессии. За малым  исключением бездействуют школы подготовки кадров рабочих профессии. Перестроились только те институты и факультеты в этих институтах, которые имели большие научные традиции и сильного состава признанных ученых. Выдержали конкуренцию некоторые частные институты.

Из вышеприведенных материалов следует, что реформирование образовательной системы имеет фундаментальное значение для улучшения благосостояния страны. Новое правительство полностью поняло все это и разработало курс фронтального  преобразования научных и просветительных институтов. В острых условиях прошло обсуждение проектов об общем и высшем  образовании. Общее образование имеет трех ступенчатое деление и занимает 12 лет. Расширяется автономия просветительных учреждений, местного самоуправления, совет попечителей выбирает директора и осуществляет контроль его деятельности, что правомерно вызывает одобрения со стороны общества. Однако вряд ли такой выбор принесет желаемый результат в ближней перспективе, ввиду того, что пока еще трудно найти денежных попечителей, тем более располагающих свободным временем на такие нужды. Следует учитывать и то, что общество пока еще не подготовлено разбираться в подобных ситуациях. Разумеется, это относится и к самим кандидатам, претендующим на должность директора. Развязка узла возможна путем интерпретации и пропаганды тех принципов и положений, которые новы для общества и имеют разное понятие, разночтение. Эти функции брали на себя неправительственные организации и общественные движения, которые уже собрали для себя большую аудиторию. Со стороны правительства ожидается разработка довольно разнообразных нормативных и руководящих материалов. Особенно хочется выделить материалы для проведения аккредитации институтов, конкурсов на замещение дольжности и примерный формат тестов по определению знании и опыта, требуемых для директоров. Этим, кроме всего прочего, уменьшится тот бум, который возник вокруг директорских должностей. Одновременно заработают интересы механизмы самозащиты  просветительных учреждений от опасности политического извращения.

Особенный интерес вызвал закон о высшем образовании. Можно сказать, что в этой сфере ожидаются революционные преобразования. Вступительные экзамены принимают  единые национальные центы. Абитуриенты сами определяют, куда пойти учиться.     Вводится строгая система аккредитации высших учебных заведений. Акцент делается на научный потенциал аккредитуемых объектов. Ликвидируется двухступенчатая система защиты диссертации, которая оказалась малоэффективной и вызывала растрату интеллектуальной энергии, а концентрация защиты диссертации в одном лице координационного совета лила воду на мельницу коррупции. Теперь факультеты высших школ приобретают право защиты диссертации и определяют присвоение ученой степени. Выходит, что защита диссертации освобождается от бремени  бюрократии и кастовой порабощенности, зато становится естественно трудным бремя ученого. Это своеобразный катарсис системы приобретения звания ученого. Как ожидалось, псевдоученые эти принципы приняли в штыки, но их претензии остались в разговорах и на лентах архивов телевидения. Новое мышление побеждает, однако ему сопутствуют нежелательные  последствия, которых могло не быть в других условиях. Реформаторские начинания разрабатываются в узких кругах без участия академических ученых. Авторы  разработанных проектов стараются избегать их широкого обсуждения, и ограничиться аудиторией единомышленников. В результате получаются неполноценные проекты, малопонятные для населения, а ученые вне обсуждаемых проблем. А что самое нетерпимое: противопоставляются молодое и старое поколения. В основу формирования этих процессов лежит зарубежное финансирование проектов и их интересы быстрого реформирования Грузии.

На горьком опыте "сиротства"  правительство страны почувствовало необходимость сотрудничества с учеными. Недавно было принято решение о создании института советников у президента  Грузии, в число которых вошли известные ученые страны. Однако это не практикуется в других звеньях президентского управления, не говоря об остальных структурах правительственных институтов. Сотрудничество с учеными связывается не только повышение интеллектуального уровня принимаемых решений правительством, но и ускоренное развитие гражданского общества. Это уже пройденный путь США. Команда Рузвельта обращалась к университетам и реформа начала давать плоды.

Развитие рыночной экономики неразрывно связано с христианством, православным верованием, ибо она не существует без свободы. Идея свободы, по Гегелю, принесла христианство, в понятии которого подразумевается абстрактная субъективность, личность, которая способна иметь собственность. По этой идее воспитывались люди на протяжении  тысяч лет, что сопровождались возникновением систем моральных норм, имеющих под собой божественное основание (Мамардашили М.).

Христианская идея человеческой личности реализовалась по мере развития образования, что позволило человеку создать и применить технику и технологию "творить чудеса", но не благодаря т.н. всемогущей конкуренции, а неисчерпаемой потенции сотрудничества. "Свобода без чувства ответственности ведет к вырождению и хаосу" (Людвиг Эрхард." Благосостояние для всех".).  В совокупности все это трансформируется в неисчерпаемую в богатстве традицию. Безусловно, ошибка как их противопоставление, так и разделение. Не следует смешивать государственное разделение с общественным самоопределением. Здесь речь идет о не свободе вероисповедания, а культуре религии данной страны. Тем более, что за последние годы некоторые стали противопоставлять религиозные вероисповедания. Это неразумно, так как свободный выбор человека распространяется и на религию.

А.Маршалл был совершенно прав в своих суждениях, о том, что религиозные мотивы сильнее экономических. Гонения на религию в 70-ых вообще, в том числе христианскую не смогла ее выродить веру. В большей степени христианская религия пострадала от уничтожения уникальных архитектурных памятников, от имущественного ограбления. Но она жила в душах и сердцах человека, сохранила свою субстанцию, традицию, которой способствовала то, что религия христианская проблемы бытия рассматривает как заданную, вечную, в отличие от философии представляющие человеческие проблемы как неисчерпаемые, нерешаемые, вечно обновляемые, вечно новые. Таким образом, христианская религия быстро завоевывала большую аудиторию  своих последователей.

В условиях рыночной экономики  вероисповедание стало зависимым от  человека, его личным делом. Результатом стало расширенное строительство христианских церквей  в масштабе всей территории Грузии. Монастыри, соборы, церкви и церковная инфраструктура получили фронтальное распространение. Храмы богослужения строятся в городах, селах, горах; почты при всех учебных заведениях функционируют церкви. Свобода вероисповедания в Грузии наравне касается всех граждан. Религиозные верования  тоже нуждаются в свободном выборе, своего рода конкуренции. Выше было отмечено о взаимосвязи религиозных и экономических мотиваций. Является большим упущением того, что развитие рыночной в экономической  литературе рассматривается в отрыве от религиозной культуры. Одни законы, какими совершенными они бы не были, никогда не принесут значительного успеха, если не будут подкреплены моральными законами, которые имеют религиозное происхождение (Мамардашвили М.).Нормативные законы без моральных подкреплений грубы, нечеловечны, жестокие. Аморальные законы обречены на  неудачу.

Обращение населения Грузии лицом к православной религии подготавливает почву для расширения рыночной экономики. Возросшие за последние годы такие антиобщественные явления, какими являются воровство, грабеж, убийство не преодолеваются только усовершенствованием  и усилением законоисполнения. Люды должны иметь потребность, социальную, моральную позицию, своего рода социальный стандарт в отношении к другим лицам и ценностям. Воровство опасно не только тем, что оно унижает права человека на имущество, а в большей степени тем, что оно противоречит человеческому достоинству, его великой цели творить и умножать  блага, создавать для других  и быть частицей общества. Получается, что первичными являются моральные нормы, а законы регулирования межличностных отношений населения вторичными. Безусловно, подразумеваются и их взаимосвязи.

Вспоминается известная теза М.Фридмана о том, что экономический кризис-это кризис правительства. Признанный авторитет экономистов прямо указывает на дефицит экономического образования. Совершенно верно, всякую реформу, тем более в масштабе страны следует начать с обновления экономического образования.

В Грузии формирование рыночной экономики началось с растаскивания госимущества, дабы образовался класс собственников и предпринимателей. Поэтому обновление экономического мышления общества, переориентация на предпринимательскую деятельность не вошла в великую цель образования. В результате получились бездарные собственники, спекулянты, занимающие перепродажами  физического капитала, а не деловой активностью. Дальше идти некуда. Сказывается действие внешних факторов. Иностранные фирмы условием сотрудничества ставят упорядочение всей системы интеллектуальной инфраструктуры, в том числе преобразование и системы просвещения в соответствии с системой стран членов экономического сообщества. Наступило время принимать законы государственного регулирования экономики. На зимнем заседании парламента страны были приняты законы о налогообложении и об амнистии скрытых долгов и о высшем образовании. Их принятие вызвало разделение оппозиционных течений на два лагеря. Одни считают, что амнистия должна касаться всех без исключения, другие - она должна распространиться на тех, которые занимали правительственные и ответственные высшие служебные должности.

Начнем с того, что у нас с самого начала реформировались не политические институты, а экономические структуры, в результате получили самостоятельное государство, экономику – на рыночной основе. Это был процесс развала страны, изменения экономических субъектов, возрождения авантюристических настроений, образования экономических феодалов, процветания экономики  малых групп (дикий рынок), имеющей внутригрупповые, узкокорыстные, частные интересы. Обострение между ними противоречий приводит к образованию нового экономического порядка, когда старый экономический порядок оказывается в новых абстрактных  условиях преступной деятельностью. Безусловно, экономические преступления имеют своих творцов и должны быть наказаны, экономически разоружены, конфискованы, чтобы обезопасить пути расширения новой экономики, но это не должно иметь характер перманентной коллизии между поколениями, между бывшими и теперешними властителями. В противном случае те, которые обречены быть в лагерях виновниками подобно кривой Лаффера от страха ожидаемого обездоления и усиления инстинкта самозащиты перейдут в атаку и получится обстановка реваншизма. Следует еще учесть и того, что сквернословие пустая трата сил, что отнимает, много времени, которое можно было бы использовать для решения жизненно важных проблем. Опасно общественное настроение искать виновников в прошлом, перекрасить в черный цвет все уже сделанное другими. Это давно известная истина, однако, получается, что политики плохо понимают историю.          

          Критикуя бывшую власть, новоизбранное правительство вмешиваются во все. Оно принимает участие в выборных процессах даже школьных директоров и других не политических должностных структур. В основном продвигаются молодые лица, не имеющие серьезного образования и практического опыта. Здесь решающим является революционный стаж кандидата. Этому способствует сплошная коррумпированность действующих до революции бюрократических чиновников и связанных с ними огромного количества должностных лиц, криминальное прошлое, которых не дают им возможности защитить свое право. Малочисленные честные, компетентные личности не представляют решающую силу. Еще большое количество людей давно уже устарели для современной жизни и явно представляют "узкое место" в развитии рыночных отношений, ибо правительство не занималось подготовкой и переподготовкой кадров. Процесс высвобождения старых кадров продолжается и сегодня. Когда старые кадры не годятся, а новые еще не подготовлены, лучше ориентироваться на молодые персоны.
          Кадровые дефициты является главной причиной того, что до сих пор не разработаны альтернативные программы экономического развития Грузии, хотя имеются отдельные научные разработки. Однако их не принимают во внимание. Рыночное сознание еще не стало массовым общественным явлением. По недавно проведенным исследованиям в городе Кутаиси большинство респондентов определяющим фактором столь низкого жизненного уровня считают некомпетентность руководителей местного самоуправления. Мало кто из них отдает отчет о том, то в выборных кампаниях местного самоуправления избиратели несерьезно относятся к программе кандидатов, а потом почти не занимаются критикой неудачных должностных лиц. Экономическое невежество наравне относятся и  к тем и к другим. Выход их этого заколдованного круга миссия тех, которые кроме своей высокой компетенции имеют особое чувство ответственности перед страной и хозяйственного патриотизма. Нам как раз подходит ситуация 30-х годов США, когда правительство Рузвельта приняло ответственность перед страной, и собрало команду из самых лучших интеллектуалов университетов. Главной  движущей силой реформы было население, которое подготавливалось и переподготавливалось в соответствии с новыми потребностями экономики по широкомасштабной государственной программе. И нам без этого не обойтись. Страна приближается к краю пропасти. Процесс иммиграции продолжается и получается не только численное сокращение населения ввиду  их эмиграции, снижается в целом рождаемость и по причине тех, которые уходят за рубеж, а уходят только трудоспособные молодые люди.  Отрицательные последствия этих процессов уже на лицо.

          Ввиду усиления иммиграции, механического передвижения населения и снижения темпов рождаемости в целом, особенно в сельских и горных местностях Грузии  обычными стали закрытые школы из-за отсутствия поступающих. В таких местностях  преобладают старики-пенсионеры, нетрудноспособные люди. Это тогда, когда абсолютное большинство сел Грузии отличаются своими природно-климатическими условиями, и практически каждый из них представляет места отдыха и лечения для многих.

          В целом Грузия привлекательна и географическим положением и климатическими условиями, богата интеллектуальными ресурсами и культурным капиталом. Можно сказать, что она хорошо изучена зарубежными странами и инвесторами. В скором времени инвестиционные шквалы займут всю Грузию. Многочисленные трудоемкие проекты типа "Трасека" или "Автобан" потребуют большого количества людей, особенно молодого поколения. В условиях ухудшенной демографической структуры Грузия не может обеспечить инвестиционные проекты кадровыми ресурсами. Дефицит будет восполнен за счет стран с избыточными трудовыми ресурсами, которые заселят опустошенные села и другие привлекательные места. Вот в чем катастрофа, о которой я выше отмечал.

          Некоторые из наших политиков чрезмерно увлекаются частными экономическими вопросами, их воздействием на социальную жизнь или игнорируются, или подразумевается как позитивной. Действительно, приватизация-это средство получения солидного количества денег, которые можно использовать для удовлетворения разных социальных потребностей, но это не все. Нередко за приватизацией стоят  дальновидные частные экономические интересы, которые полностью раскрываются в удобное для них время. Как показывает опыт многих стран, владельцы предприятий нередко закрывают их в странах с дорогостоящей рабочей силой и открывают в местах с дешевой рабочей силой. "У экономической науки есть курьезная задача-показывать людям, сколь мало на деле знают они о том, что, как им кажется, они умеют создавать". (Хайек Ф.А.). Приходит конец спекуляции о беспокойностве о судьбе населения со стороны правительственных лиц. Для них самое  важное быть защитником прав человека,  в процессах реформации принимать себя все ответственность не только расширения свободы людей, а создавать условия личного  самоопределения человека. "Опыт экономической реформы Вьетнама и Китая показывает, что успеха можно добиться только в том случае, если государственная социально-политическая концепция базируется на всенародной поддержке, при стабильной общественной обстановке без "шоковых" действий, направлена на процветание народа, опираясь  собственные массы". (Нгуен Ван Минь.). Оценка автора верна, но она не нова. Генри Бокль писал: "Никакая реформа не может принести действительной пользы, если она не есть продукт общественного мнения  и если в ней инициатива не принадлежит самому народу". Здесь разница в том, что вьетнамцы и китайцы в отличие от нас хорошо освоили эту истину.

          Правительство и народ единое целое в развитой рыночной системе. В условиях экономики малых групп правительство привилегированное образование. Оно, исходя из конкретной ситуации, может быть: компетентным; мало- или некомпетентным; марионетками, управляемыми внешними или внутренними силами; независимо национальным. В действительности Грузии правительство скорее политический институт, нежели хозяйственный. Поэтому оно с трудом  разбирается в хозяйственных вопросах, тем более в государственном регулировании экономики. До сих пор не упорядочена система социальной и производственной инфраструктуры. Силовые институты пока еще не стали  гарантом безопасности населения. Газоснабжение и  электроснабжение не удовлетворяют потребности даже ограниченной части платежеспособного населения. Для оправдания не имеется никакой причины, поскольку электроснабжение населения Грузии имеет, без преувеличения, важное государственное значение, поскольку уничтожаются зеленый покров земли, сокращается площадь породистых деревьев, снижается привлекательность курортных массивов, ибо они неразделимы с лесным сосуществованием. Следует еще учесть, что наша страна богата особыми породами  деревьев и поэтому, нечего удивляться, что экспорт древесины занимал второе место после металлолома. Более того, в условиях дефицита электроснабжения остались неосуществленными многие  творческие и новаторские возможности, дети и слушатели разных учебных заведений были лишены полной способности образования. Понадобится большое время для наращивания упущенного, но это вопрос другого ранга. На сей раз наша цель показать правительству, что его первостепенная задача обеспечить население электричеством и природным газом, брать на себя ответственность правозащитника. Этим оно спасет себя как правителя и свою страну от обнищания. Малые нации имеют свою определенную функцию развития. К сожалению, до сих пор серьезно не изучены потенциальные экономические возможности развития Грузии. Они еще не попали в объект пристального внимания.

    За последние месяцы высшие чины правительства уже почувствовали свою ответственность, но это только констатация факта. Перефразируя известный афоризм Перикла, можно сказать: правительство долго занимается по своему усмотрению,  пора обращаться к ученым. Все можно сделать вместе с учеными.  

 

Литература и источники:

            1.Хайек Ф.Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма, пер. с англ. М.:             Новости, 1992.

            2.Маршалл А.Принципы экономической науки. Т. 1-3. пер. с англ. М.: Прогресс,       Универс,1983.

            3.Фридман М.Свобода и капитализм. Пер. с англ. Тб.:2002.

            4.Бокл Г.История цивилизации в Англии. Пер.  А.Н.Буйницкаго.  СПетенбург,1896.

            5.Гегель. Философия духа. Пер. с нем. Тб.1984.

            6.Поппер К.Открытое общество и его враги. Т.1-2, пер. с англ. М.:1992.

            7.Мамардашвили М. Необходимость себя. М.: Лабиринт,1996.

            8.Эрхард Л.Благосостояние для всех. Пер. с нем. М.: Начала-пресс,1991.

            9.Яковлев Н.Франклин Рузвельт-человек и политик. М.: Международные             отношения,1969.

            10.Нгуен Ван Мин. Вьетнамская экономическая реформа: достижения и проблемы.     Жур. "Проблемы теории и практики управления".№5.2002.