Барановский А.И.

Методика управления маркетингом производства образовательных услуг

 

Омский экономический институт, Омск, Россия

 

Основная методическая проблема маркетинговой оценки экономической эффективности и качества образовательного процесса состоит в выборе модели, обеспечивающей единообразие формы и размерностей представления исследуемых показателей. Это вызвано тем, что экономические показатели образовательного процесса выражаются в денежных единицах, а показатели, характеризующие конкурентоспособность организации образовательного процесса учебного заведения на рынке образовательных услуг и конкурентоспособность его выпускников на рынке труда, обычно выражаются в виде процентов генеральных выборок результатов маркетинговых обследований. Поэтому оценка экономической эффективности затрат на образовательный процесс может производиться только косвенными методами, которые напрямую не связаны с экономикой, то есть методами социологических обследований, лежащих в основе маркетинга отношений образовательных услуг [[1],[2],[3],[4]].

Для обоснования и выбора экономической модели, наиболее полно соответствующей цели и задачам исследований, автором проанализированы возможности известных моделей и установлено, что для изучения деятельности  образовательных учреждений наиболее перспективными являются динамические редуктивные и конструкторские модели [[5]].

В редуктивной модели абстрагируются от наблюдаемых взаимосвязей и сосредоточивают внимание на логической стороне. Явление мысленно редуцируют на одну или несколько взаимосвязей, рассматриваемых в качестве начальной величины, из которой дедуцируют соотношения между анализируемыми величинами.

Конструкторская модель отличается от редуктивной тем, что наблюдаемую в действительности взаимосвязь не редуцируют до упрощенной ее части, а конструируют модель из определенного числа основных факторов. Граница между двумя типами моделей подвижна. Можно образовать редуктивную модель и дедуцировать из нее, можно варьировать взаимосвязи введением дополнительных предпосылок в виде факторов, исходящих из других взаимосвязей. Так образуется модель, возникшая частично в результате редукции, частично сконструированная [[6]].

Статические модели позволяют описывать состояние объекта исследования на момент получения исходных данных, динами­ческие модели дают общее представ­ление о происшедших, происходящих и ожидаемых изменениях.

В результате анализа известных моделей для маркетингового исследования качества образовательного процесса в многоуровневом образовательном комплексе (МОК) обосновано применение динамической  редуктивно-конструкторской модели, сопоставляющей все виды деятельности МОК и его структурных подразделений. Использование этой модели позволяет решить методическую проблему стандартизации исследований и размерностей представления исследуемых показателей, заключающуюся в том, что экономические показатели образовательного процесса выражаются в денежных единицах, а квалиметрические показатели, характеризующие качество образовательного процесса, обычно выражаются в безразмерном виде.

Для практического применения редуктивно-конструкторской модели при управлении маркетингом производства образовательных услуг разработана «Система показателей экономической результативности затрат на производство образовательных услуг» и «Система показателей для маркетинговой оценки результативности затрат на производство образовательных услуг».

Система показателей для оценки экономической результативности затрат на производство образовательных услуг состоит из 3-х основных групп.

Первая группа - удельные затраты на подготовку специалиста по i-му предмету, руб./час.

В эту группу входят показатели, описывающие часовые затраты на обучение 1 студента по какой-либо отдельной (i-ой) дисциплине по основным статьям расходов: заработная плата преподавателей, учебные расходы, затраты на развитие материально-технической базы, а также затраты на амортизацию и ремонт основных фондов.

Вторая группа показателей представляет собой описание общих затрат на подготовку будущих специалистов путем суммирования затрат на изучение отдельных дисциплин согласно учебному плану.

Третья группа показателей позволяет рассчитывать эффективность новых решений по усовершенствованию структуры обучения и организации образовательного процесса, которые обоснованы исследованиями с использованием показателей первых двух групп.

Система показателей для маркетинговой оценки результативности затрат на производство образовательных услуг  позволяет оценивать эффективность произведенных затрат на подготовку будущих специалистов путем сопоставления данных маркетингового обследования с конкретными затратами на их обучение.

Системы показателей в своей совокупности, представляют собой формализованное описание методики маркетингового исследования влияния экономических показателей и  структуры затрат, связанных с преподаванием отдельных дисциплин на конечный результат обучения выпускников. Особенность предлагаемых систем показателей состоит в том, что они, с помощью расчетных формул, описывают экономику и организацию образовательного процесса в сопоставлении с результатами маркетингового обследования выпускников и тем самым позволяет  представить конечные показатели эффективности образовательного процесса в относительном виде.

В ходе отработки механизма маркетингового обследования и обработки его результатов с применением предложенной системы показателей возникает проблема подготовки и обработки исходных данных и большим объемом вычислений. Поэтому, для уменьшения объема расчетной части проведен предварительный анализ экономических затрат на обучение студентов по каждой дисциплине. По удельным экономическим затратам все преподаваемые дисциплины объединены в 4 группы:

I группа дисциплин. Дисциплины с минимальными затратами на преподавание. Для преподавания этих дисциплин используется минимум специальных кабинетов: литературы, математики, права, методический, основ бухгалтерского учета, безопасности жизнедеятельности, социально-экономических дисциплин.

II группа дисциплин. Дисциплины с незначительными затратами на преподавание. Для преподавания этих дисциплин используется более дорогие специальные кабинеты, занятия в которых проводятся уменьшенными группами студентов: маркетинга, менеджмента, делопроизводства, статистики, экономики, теории государства и права, иностранного языка и математики.

III группа дисциплин.  Дисциплины с достаточно большими затратами на преподавание. Преподавание этих дисциплин проводится с широким использованием дорогостоящих специальных кабинетов и лабораторий уменьшенными группами студентов.

Кабинеты: анализа финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и аудита, гражданского и семейного права, гражданского процесса, конституционного и административного права, микроэкономики, экономики потребительской кооперации, организации и технологии торговли и коммерческой деятельности, организации коммерческой деятельности, основ технической графики и курсового проектирования, предпринимательского права, стандартизации, метрологии и сертификации, трудового права и права социальной защиты, уголовного права и уголовного процесса, финансирования и кредитования.

Лаборатории: учебной бухгалтерии, экологии и безопасности жизнедеятельности.

IV группа дисциплин. Дисциплины с самыми большими затратами на преподавание. Высокие затраты на преподавание этих дисциплин обосновываются тем, что в учебном процессе используются дорогостоящие специальные кабинеты и узкоспециализированные лаборатории, занятия в которых проводятся уменьшенными группами студентов.

Кабинеты: информатики, математики и информатики, микробиологии, физиологии питания и санитарии, организации обслуживания, организации производства и технологии приготовления пищи, технического оснащения торговли и охраны труда, товароведения, товароведения пищевых продуктов (с лабораторией), товароведения промышленных товаров, учебный магазин пищевых продуктов, учебный магазин промышленных товаров, физической культуры со спортивным залом, экспертизы потребительских товаров.

Лаборатории: аналитической химии и контроля качества продукции, информатики и ЭВМ, компьютерной обработки экономической информации, технических средств обучения, технологии приготовления пищи (кухня, кондитерский цех), физической и коллоидной химии.

Объединение учебных дисциплин в группы позволило в десятки раз сократить объем вычислений за счет того, что расчет затрат проводился в укрупненном виде (по группе в целом, а не по отдельной дисциплине).

Особенность проведения данного исследования состоит в том, что экономика образовательного процесса изучается на основе принятых в учебном заведении бухгалтерских форм отчетности, обработанных с применением разработанной системы показателей, что позволяет изучить структуру экономических затрат учебного заведения на получение студентами требуемых знаний по отдельной изучаемой дисциплине [[7]].

При расчете учитывается не только общее распределение ресурсов учебного заведения согласно учебной программе (что полностью отражено в существующих формах бухгалтерских отчетностей), но и использование этих ресурсов при изучении отдельных дисциплин, которое существенно влияет на структуру экономических затрат. Расчет удельных затрат на заработную плату преподавателей отдельных дисциплин проводится в двух вариантах: согласно учебной программе (обобщенные трудозатраты) и согласно учебному плану и расписанию работы преподавателей, то есть учитываются фактические трудозатраты на преподавание каждой учебной дисциплины.

Особенность такого методического подхода к расчету удельных затрат  состоит в том, учебные дисциплины рассматриваются не как учебные предметы, а как фактор затрат. Таким образом, в одну группу попадают совершенно не связанные между собой ни содержанием, ни значимостью, ни методикой преподавания учебные дисциплины, например, компьютерная обработка бухгалтерской документации и физическая культура. Но их объединяет в одну группу структура экономических затрат на преподавание - высокая стоимость основных фондов (сравнительно высокие амортизационные затраты) и уменьшенное число студентов на одном занятии (сравнительно высокий удельный вес заработной платы преподавателей).

Общая оценка качества подготовки специалистов и их конкурентоспособность оценивается по практической востребованности знаний, полученных при обучении в учебном заведении.

Это методическое допущение обосновано применением редуктивно-конструкторской модели изучения процессов управления маркетингом образовательных услуг в учебном заведении как модели, адекватной реальному процессу.

Методика маркетингового исследования влияния экономической  структуры затрат на производство образовательных услуг и преподавания отдельных дисциплин - на конечный результат обучения выпускников учебного заведения дает возможность описать с помощью расчетных формул экономику и организацию учебного процесса в сопоставлении с результатами маркетингового обследования выпускников и тем самым позволяет  представить конечные показатели эффективности образовательного процесса в денежном выражении.

 



[1] Панкрухин А. Цена образования // Alma mater. - 1997 № 5. - с. 24-29.

[2] Кроль В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России / Высшее образование в России. - 1996. - № 4.

[3] Бухвалов А. Экономика образования и образование экономистов (опыт ФРГ) // Экономические науки. - 1991. - № 2.

[4] Темирбулатов А.О. Место образования в инфраструктуре социально-экономического строя // Социально-экономические проблемы развития рынка. - Караганда, Кубуп, 1998.

[5] Вейе Г.,. Деринг У. Введение в общую экономику и организацию производства. Ч. 1.- Красноярск: Изд. КГУ, 1995.- 495 с.

[6]. Tietz B. Grundlagen der Handelsforschung, Bd. 1: Die Methoden, Rueschlikon - Zuerich, 1969, S. 611.

[7] Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учебное пособие для студентов вузов. -  М.: Российское педагогическое агентство, 1998, - 306 с.