Калинкина М. Ю. [1]

 

Государственная молодёжная политика
Японии, США, Швеции и Германии

 

Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. Молодёжь – объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития государства и общества.

Политика по отношению к молодёжи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодёжной политики.

Государственная молодёжная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, направленную на решение проблем молодёжи во всех сферах ее жизнедеятельности. Для полного представления о предмете необходимо упомянуть о концепциях молодёжной политики в Соединенных Штатах Америки (далее в контексте – США), Японии, Швеции и в Федеративной Республике Германия (далее в контексте – ФРГ).

Концепция молодёжной политики, реализованная в США, основывается на минимальном участии государственных структур в социализации молодёжи. Социальная поддержка молодёжи является делом благотворительных частных организаций. На государственную помощь могут рассчитывать лишь наименее социально защищенные и неблагополучные категории молодёжи при жесткой регламентации расходования средств и четком ограничении числа нуждающихся в помощи.

Государственная молодёжная политика Японии представляет интерес четким распределением ответственности, скоординированностью деятельности всех государственных органов и их взаимодействием с социальными, политическими и общественными структурами в работе с молодёжью, в реализации молодёжной политики. В Японии 20,87 % всего населения составляет молодёжь в возрасте от 15 до 29 лет [2]. Молодёжь - главное действующее лицо будущего, поэтому задача молодёжной политики Японии помочь молодым людям стать полноправными членами гражданского общества, а также устранить преграды на пути развития личности каждого молодого человека [3].

C целью улучшения условий воспитания молодого поколения и поддержки совместной деятельности детей и родителей в Японии осуществляется «Национальный детский план», в рамках которого реализуются различные программы, такие, как «Детская вещательная станция», транслирующая через спутник, развёртываемая по всей стране система «Детских центров», долгосрочный проект «Детская деревня - опыт общения с природой» и общенациональная кампания «Давайте разговаривать с детьми».

Особое внимание в Японии уделяется политике по улучшению социального положения молодёжи. Ведется работа с различными корпорациями с целью ограничения доступа молодёжи к нежелательным материалам в СМИ и Интернете. Реализуются меры по осуществлению более жестокого контроля над запретом на детскую проституцию и распространением детской порнографии. Расширяется обучение школьников и водителей правилам безопасного движения с целью снижения числа дорожно – транспортных происшествий с участием молодых людей и снижения уровня наносимого окружающего среде ущерба.

Модель государственной молодёжной политики, характерная для Германии и Швеции, основывается на особой роли государства, регламентации законом мер поддержки молодых людей и молодёжных организаций. Стратегия предпринимаемых действий исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодёжи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей.

В Швеции 30 % населения составляют молодые люди моложе 25 лет. В связи с этим были поставлены следующие задачи, которые постепенно реализуются:

·         Школе и обществу следует стимулировать развитие творческих способностей молодёжи, независимость и инициативу – качества, особенно важные для предпринимательской деятельности.

·         Следует содействовать увеличению числа молодых людей, компетентных в области прав потребителей и правил ведения домашнего хозяйства.

·         Следует увеличивать представительство студентов в университетских органах управления, ответственных за вопросы образования и положения студентов.

·         Следует развивать сотрудничество между муниципалитетами и молодёжью, с целью дальнейшего расширения участия молодых людей в планировании деятельности муниципалитетов.

·         Следует поощрять членство молодых людей в молодёжных клубах.

·         Молодые люди должны иметь возможность войти в состав официальных делегаций на международных конференциях по вопросам молодёжной политики.

·         Следует расширять молодёжное представительство в муниципальных органах власти.

Молодые люди очень остро воспринимают проблемы и, будучи затронуты ими непосредственно или опосредованно, ищут собственные пути решения проблем.

Международный молодёжный обмен, межкультурное знакомство, международные семинары руководителей молодёжных объединений и сотрудничество на различных уровнях европейской молодёжной работы - важные задачи молодёжных организаций в ФРГ.

Организуя встречи молодёжи, они содействуют тому, чтобы молодёжь различных стран лучше знала и понимала друг друга и принимала неодинаковость друг друга. Контакт с другими странами и культурами помогает молодым людям найти свою собственную позицию в обществе и лучше распознать проблемы собственной страны. Интернациональная молодёжная работа вносит вклад во взаимопонимание между народами и мирное сотрудничество, воспитывая в молодёжи терпимость и открытость к миру.

В центре внимания международного сотрудничества в области молодёжной политики находится развитие и поддержка программ встреч молодых людей и специалистов по работе с молодёжью. Центральное место в этой связи занимает развитие европейского сознания и европейского сотрудничества. Международная молодёжная политика ФРГ осуществляется через участие Федерального министерства по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодёжи в органах европейского политического сотрудничества молодёжи на уровне Европейского Союза и Совета Европы, через существующие двусторонние соглашения о молодёжном политическом сотрудничестве и работу специальных комитетов по двустороннему сотрудничеству ФРГ с другими государствами.

Основная задача международной молодёжной политики - развитие и поддержка программ внешкольных встреч и обменов молодых людей в своей стране и в других странах. Только личные встречи, знакомство с менталитетом других людей и их традициями, общий опыт могут устойчиво наполнить жизнью дружбу и партнерство. Этому способствуют программы молодежных обменов. Одновременно они усиливают международную компетенцию молодежи, что в эпоху глобализации также очень важно для ее профессионального будущего. Участники молодежных встреч и молодежного обмена учатся друг у друга, получают импульсы для социальной активности, рано вырабатывают готовность брать на себя социальную ответственность.

Соглашение между городами-партнерами Санкт-Петербурга и Гамбурга содержит два принципиально новых момента - интеграцию обмена школьниками в совместную работу как одного из главных направлений молодежных встреч, а также усиленное стимулирование мероприятий в области гражданского общества. Таким образом, невысокие бюрократические затраты позволяют эффективно расширить обмен, чтобы обеспечить устойчивое участие молодого поколения в формировании будущих германо-российских отношений.

Как для национальной молодёжной политики, так и для международной молодёжной политики Федеральный фонд детей и молодёжи ФРГ является основным средством финансовой поддержки. Центральные федеральные организации, занимающиеся молодёжной работой, получают общие отчисления на программы международных встреч в целом, решение об использовании которых они принимают самостоятельно. При этом они связаны директивами Федерального фонда детей и молодёжи.

Немецкий федеральный круг молодёжи вместе с Кругом политической молодёжи образуют Немецкий национальный комитет по международной работе. Через совместную деятельность в нем Немецкий Федеральный круг молодёжи и Круг политической молодёжи представлены в различных структурах многостороннего молодёжного сотрудничества в Европе.

Например, в Европейском молодёжном форуме, который был создан в июле 1996 года посредством объединения Европейского совета молодёжных организаций, Молодёжного форума Европейского Союза и Европейского координационного бюро международных молодёжных организаций. В настоящее время возрастает значение многостороннего сотрудничества для молодёжных организаций, а требование создания подходящих структур участия молодёжных организаций в общеевропейском процессе объединения приобретает все большее значение.

Рассмотрим несколько международных программ, которые реализовывает немецкое государство в сфере молодёжной политики.

Закон о поддержке Добровольного социального года [4] (далее в контексте – ДСГ) вступил в силу 17 августа 1964 года и был дополнен 12 июля 1968 года Положением о минимальном возрасте и 18 декабря 1975 года предписанием о средствах на карманные расходы и прохождении его в зарубежных европейских странах [5]. Закон определяет рамки для осуществления ДСГ и имеет цель уменьшить невыгодное положение, которое возникает в связи с добровольной работой в социальном учреждении с полной нагрузкой в течение года. Основная цель закона – правовое уравнивание помощников ДСГ с теми, кто получает профессиональное образование в отношениях социального страхования, пособий на детей, доплат, предоставление налоговых льгот и льгот иного рода. ДСГ не является ни получением профессии, ни работой, а возможностью расширения образования для молодых людей в области воспитания, ухода и домашней работы. График работы для участников этой программы – полный рабочий день. Возраст ограничен от 17 до 27 лет. Продолжительность ДСГ возможна до 12 месяцев без перерывов на отпуск и каникулы.

Данная программа нашла свое применение и в России, в городе Москва. Она называется «Добровольный социальный год в Москве», которая организована автономной некоммерческой организацией «Федеральный информационный центр молодёжных социальных программ» (АНО «ФИЦ МСП») при поддержке Департамента международных связей Правительства Москвы, Посольства Федеративной Республике Германия и Берлинским домом.

Закон о поддержке Добровольного экологического года [6] (далее в контексте - ДЭГ) от 1 июля 1993 года предоставляет возможность развивать индивидуальность и сознательное отношение к окружающей среде и действовать в интересах природы и окружающей среды.

В программе ДЭГ могут принимать участие отказники от военной службы. Так, Закон о гражданской службе [7] от 31 июля 1986 года с поправками от 20 декабря 1991 определяет, что во время прохождения службы отказники военной службы выполняют задачи в области социальной сферы. Военнообязанные проходят гражданскую службу, в том случае, если они не достигли 28 лет. Согласно § 14а Закона о гражданской службе военнообязанные не привлекаются к гражданской службе до достижения ими 30 лет, если они взяли на себя [8] обязательство, нести службу более 2-х лет в развивающихся странах или в организациях, оказывающим таким странам помощь. Последнее правило не распространяется на гражданскую службу в случае мобилизации в период оборонительной войны.

Участники ДЭГ в возрасте от 16 до 27 лет. Они работают полный рабочий день и, как правило, оказывают помощь как вспомогательный персонал в экологических организациях и учреждениях. Минимальный срок ДЭГ составляет 6 месяцев. Многократное прохождение ДЭГ и ДСГ недопустимы.

Эти добровольческие программы играют важную роль в деле интеграции молодёжи в современном обществе. Добровольческая служба предоставляет молодым людям возможность проявить социальную ответственность, солидарность и приобрести международный опыт. Количество добровольцев с каждым годом увеличивается, так как резко повысился интерес к данной деятельности. В связи с этим увеличивается число мест в службах добровольного труда не только в социальной и экологических сферах, но и в области культуры (библиотеки, музеи) и спорта.

В условиях динамичных демократических процессов общественное молодёжное движение стало неотъемлемой частью мирового сообщества. Решение проблем нового тысячелетия невозможно без участия современной молодёжи, которая будет принимать стратегические решения в будущем. Будущее развитие России и мира в целом будет определяться новыми поколениями. Очень важно подключить будущих специалистов к обсуждению и поиску решения современных проблем наравне со старшим поколением.

Очень важно, чтобы молодёжь уже сейчас проявляла интерес к решению актуальных проблем современности. Представители сегодняшней молодёжи займут в скором будущем ключевые позиции в жизни страны, а именно на их плечи ляжет основной груз проблем будущего. Повышение интеллектуальной составляющей населения России позволит решать многие из этих проблем более эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Разграничение ответственности между различными ведомствами в вопросах развития молодёжи в Японии[9]

 

Ведомство

Функции

Канцелярия Премьер-министра

Планирование и общая координация вопросов эффективного развития молодёжи

Национальное полицейское агентство

Профилактика молодёжной преступности (воспитательная работа и исправительные меры по отношению к молодым правонарушителям), контроль над преступлениями, затрагивающими несовершеннолетних

Министерство государственного управления, внутренних дел, почт и телекоммуникаций

Регулирование деятельности местных органов власти, развитие систем связи и радиовещания

Министерство юстиции

Расследование дел, исправительные меры и защита несовершеннолетних правонарушителей, защита прав человека

Министерство иностранных дел

Осуществление культурных обменов с зарубежными странами и мероприятий по международному сотрудничеству

Министерство финансов

Регулирование вопросов, связанных с табачным бизнесом

Национальное налоговое агентство

Надзор за деятельностью предприятий, производящих и реализующих алкогольную продукцию

Министерство образования, науки, спорта и культуры

Решение вопросов, связанных с домашним, школьным и социальным образованием, поддержка спорта и мероприятий по линии ЮНЕСКО

Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты

Надзор за недопущением использования труда несовершеннолетних, забота о физическом и умственном развитии молодёжи, укреплении здоровья, внешкольном воспитании; предотвращение жестокого обращения с детьми, осуществление мер по повышению жизненного уровня молодых работников.

Министерство сельского и лесного хозяйства и рыболовства

Распространение знаний и технологий среди сельской молодёжи

Министерство экономики, торговли и промышленности

Регулирование вопросов, связанных с производством продукции культурного характера

Министерство землепользования, инфраструктуры и транспорта

Развитие туристических и реакционных зон и городских парков

Министерство окружающей среды

Защита, поддержка и улучшение состояния природных парков

Верховный суд

Расследование и вынесение вердиктов по преступлениям в отношении несовершеннолетних

 



[1] Аспирант Кельнского университета и Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Адрес электронной почты – Marina.Kalinkina@mail.ru

[2] Подходы к реализации государственной молодёжной политики: Япония, Германия, Швеция. Департамент по молодёжной политике Минобразования РФ. – Москва, 2002. - 63 с.

[3] См. Приложение.

[4] Gesetz zur Förderung eines Freiwilligen Sozialen Jahres – FSJ

[5] Stefan Becsky, Hans-Peter Bergner, Dr. Sven – Olaf Obst, Dr. Reinhard Wiesner. Kinder- und Jugendpolitik, Kinder- und Jugendhilfe, Jugendarbeit in der Bundesrepublik Deutschland. – 2. überarbeitete Auflage: - IJAB, Bonn. -1997. – 41 S.

[6] Gesetz zur Förderung eines Freiwilligen Ökologisches Jahres – FOEG

[7] Zivildienstgesetz

[8] По договору с признанной согласно § 2 Закона о волонтерах

[9] Подходы к реализации государственной молодёжной политики: Япония, Германия, Швеция. Департамент по молодёжной политике Минобразования РФ. – Москва, 2002. – 62 - 63 с.