Реформа высшего образования: проблемы и перспективы / Higher education reform: problems and prospects
Аннотация: Резюме. Цель. В данной работе проведено исследование архитектуры системы высшего образования, ее качества и ценность.
Методы. Теоретико-эмпирический и частнонаучный.
Результаты и их обсуждение. Проблема опережающего образования является важной на сегодняшний день, ее рассматривают многие ученые и научные школы, хотя ее истоки можно обнаружить в отечественной социологической науке. М. Н. Руткевич и Л. Я. Рубина в своей книге «Общественные потребности, система образования, молодежь» пишут: «...Развитие системы образования должно опережать развитие общества, чтобы молодое поколение было подготовлено к решению не только сегодняшних, но и завтрашних задач» [1]. Система двухуровневого высшего образования способна успешно решать эту проблему.
Выводы. В связи с выявленными особенностями современной системы высшего образования в России, на первый план выдвигаются проблемы управления высшим образованием в целом. В условиях модернизации возможными представляются несколько путей развития системы образования. Наиболее эффективным, по нашему мнению, становится путь интеграции. Интеграция как социальный процесс неразрывно связана с дифференциацией. В разные периоды превалирует либо один, либо другой процесс. Очевидно, что современное общество и система образования, в частности, настолько разъединены и раздроблены, что интеграция становится жизненно необходимой для всех слоев Общества. И если этот процесс не будет организован на уровне менеджмента, то произойдет стихийно, и не совсем так, как это нужно обществу и государству. Объединение должно затронуть все уровни, формы и содержание системы образования.
Ключевые слова: бакалавриат, специалитет, магистратура, высшее образование, двухуровневая система, архитектура системы образования.
Annontation: Objective. In this work, the architecture of the higher education system, its quality and value has been studied. Methods. The theoretical and empirical and the specific scientific methods are used. Results and discussion. The problem of advanced education is important today, it is considered by many scientists and scientific schools, although its origins can be found in the domestic sociological science. N. Rutkevich and L. Ya. Rubin in his book «Public needs, the education system, the youth» write: «... The development of the education system must outstrip the development of society, so that the young generation was prepared to address not only today's, but tomorrow's tasks» [1, p. 142]. The system of two-level higher education is able to successfully solve this problem. Conclusions. In connection with the revealed features of the modern system of higher education in Russia, the problems of managing higher education as a whole are brought to the forefront. In the conditions of modernization, several ways of developing the education system are possible. The most effective, in our opinion, is the path of integration. Integration as a social process is inextricably linked with differentiation. In different periods, either one or the other process prevails. It is obvious that modern society and the education system, in particular, are so disunited and fragmented that integration becomes vital for all strata of the Society. And if this process is not organized at the management level, then it will happen spontaneously, and not exactly as society and the state need it. Association should affect all levels, forms and content of the education system.
Keywords: bachelor's degree, specialty, master's degree, higher education, two-level system, architecture of the education system.
Текст статьи
Подробнее
Скрыть