Зверев Д.С., аспирант,  Российский Государственный Институт интеллектуальной собственности. 

                         

Практика передачи прав на товарный знак лекарственного средства

 

Лекарственные средства, являясь товаром, имеют ряд специфических особенностей. Лекарственные средства, как воздействующие на здоровье людей, имеют ограничения в отношении их изготовления и продажи. Это регулируется законодательством в области здравоохранения, в т.ч., Федеральным законом «О лекарственных средствах». Лекарственные средства, способы их изготовления и применения могут выступать и в качестве объектов изобретений, охраняемых законодательством об интеллектуальной собственности. Как и любой товар, лекарственные средства имеют свои наименования (словесные обозначения), которые могут охраняться как средства индивидуализации товаров и их производителей, т.е. словесных товарных знаков и фирменных наименований. Эти аспекты регулируются Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», в редакции Федерального закона от 11.12.2002 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Производить лекарственные средства имеют право только «предприятия-производители лекарственных средств, имеющие лицензию на производство. В числе документов, которые представляются в федеральный орган контроля качества, должны быть патенты Российской Федерации или лицензионные договоры, разрешающие производство и продажу «патентованных лекарственных средств». Товарные знаки и знаки обслуживания согласно Закону РФ «О товарных знаках» позволяют потребителям различать товары и услуги одного производителя от однородных товаров и услуг другого. Правообладатель получает исключительное право на его использование. Исключительность прав состоит в том, что третьи лица могут использовать этот знак только при согласии правообладателя и под контролем с его стороны за качеством производимых товаров и услуг. Передача прав может осуществляться в виде уступки товарного знака или в виде предоставления лицензии на использование товарного знака. Регулирование отношений, связанных с передачей права на товарный знак, осуществляется в соответствии с главой 5 Закона РФ «О товарных знаках». К этим отношениям также применяются нормы Гражданского кодекса. Уступка товарного знака означает заключение гражданско-правового договора, в соответствии с которым правообладатель товарного знака передает право на товарный знак другому (юридическому или физическому) лицу. Правомочие распоряжения может быть реализовано правообладателем путем предоставления лицензии на использование товарного знака.

      Из ст. 26 Закона  о товарных знаках следует, что лицензия на товарный знак представляет собой соглашение, в соответствии с которым правообладатель на определенных условиях передаёт свой товарный знак третьему лицу. Предоставление лицензии означает заключение гражданско-правового договора, в соответствии с которым правообладатель разрешает другому (юридическому или физическому) лицу пользоваться этим товарным знаком в предусмотренных договором пределах. Так же как и договор уступки, лицензионный договор должен относиться только к охраняемым в Российской Федерации товарным знакам и знакам обслуживания.

Лицензиар предоставляет Лицензиату на срок действия договора за уплачиваемое вознаграждение неисключительную или исключительную лицензию на пользование товарным знаком для обозначения изготовляемого и продаваемого препарата. Лицензиат имеет право применять товарный знак как на товаре и его упаковке, так и на сопроводительной и деловой документации и рекламе. Лицензиат обязуется использовать товарный знак Лицензиара в том виде, в котором он был зарегистрирован. Не разрешается изменять товарный знак Лицензиара.

Лицензия, в зависимости от объёма передаваемых прав, может быть исключительной или неисключительной (простая лицензия). Исключительная лицензия даёт право в течение определенного периода времени использовать, а также защищать товарный знак, только одному лицу, получившему лицензию. Неисключительная лицензия дает право использовать товарный знак как лицензиату, так и лицензиару. При этом лицензиар вправе заключать подобные лицензионные договора с третьими лицами. Лицензиар , при этом, обязуется информировать Лицензиата о других заключенных им лицензионных соглашениях, касающихся использования знака. Часто вносится пункт, что Лицензиар оставляет право распространять и осуществлять прямые поставки на территории. Часто эта формулировка применяется при осуществлении фасовки и упаковки поставляемой «ин балк» продукции (фармацевтического сырья).

Исключительная лицензия, как правило, распространена при совместном производстве. Соглашение предполагает поставку продукции «ин балк» , фасовку и упаковку и распространение и продажу окончательно упакованной продукции на территории. Лицензиат использует только упаковочные элементы поставляемые Лицензиаром или одобренные им.

Особое внимание в лицензионных соглашениях уделяется требованиям к качеству товара: «Лицензиат имеет право использовать Товарный знак Лицензиара при условии, что качество обозначаемого этим знаком лекарственного средства будет не ниже качества лекарственного средства, регламентируемого соответствующей фармакопейной статьей, качества аналогичного товара Лицензиара. Лицензиар имеет право проверять качество лицензируемой продукции, проверяя его полное соответствие технико-качественным показателям и требованиям Лицензиара» или « право использования товарного знака на продукции, которая изготовляется, упаковывается, распространяется и продается  в соответствии с формулой, процессами и методами, периодически предоставляемыми и одобряемыми собственником и в соответствии со стандартами, одобренными Собственником».

Соглашение о передаче прав на товарный знак может быть выполнено в виде сублицензии. Часто в лицензионном договоре предусматривается право или запрет на выдачу сублицензии.

В лицензионных соглашениях содержатся и указания на санкции: «если у лицензиара или его уполномоченного представителя появятся достоверные сведения, что Лицензиат использует товарный знак для товара, который может испортить репутацию либо снизить ценность данного товара, Лицензиар либо его представитель могут запретить Лицензиату использовать товарный знак для данного товар, а лицензиат после этого не имеет права впредь , ни при каких обстоятельствах, пользоваться указанным знаком в связи с деятельностью, связанной с этими товарами

Что касается величины лицензионного соглашения, то оно может быть прямо указано в тексте договора ( как правило 3-7% от объема продаж) или вносится отсылочная норма: «величина лицензионного вознаграждения Лицензиата Лицензиару является предметом дополнительного соглашения».

Лицензионный договор, в отличие от договора уступки товарного знака, является срочным. Определяя пределы лицензии, правообладатель  может установить небольшой срок ее действия либо предоставить такое право на весь срок действия регистрации товарного знака с учетом возможности ее дальнейшего продления. Правообладатель может ограничить территорию использования товарного знака, т.е. лицензиат вправе будет использовать товарный знак не на всей территории России, а на территории отдельных регионов. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 27 Закона РФ о товарных знаках договор об уступке товарного знака и лицензионный договор регистрируются в  Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации они считаются недействительными. От факта регистрации договора зависит и его вступление в силу.