Жуков Б.М.

 МАКСИМИЗАЦИЯ  КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ГИБКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

                                     

В качестве основных путей изменения капитала компаний, по мнению автора, могут выступать процесс изменения уставного капитала, увеличение прибыли, а также манипуляции с ценными бумагами, привлечение долгосрочных и сверхдолгосрочных кредитов.

Рассматривая весь комплекс инструментов количественного воздействия на капитал, нельзя не отметить, что их наличие как таковое и возможность использования полностью определяются моделью финансирования, существующей в рамках той или иной организации. Таким образом, в рамках изучения способов и механизмов воздействия на капитал, первоочередным вопросом для изучения является то, каким образом и за счет каких ресурсов организация осуществляет привлечение капитала. В качестве основных форм организации финансирования можно выделить возможность внутреннего и внешнего, а также открытого и закрытого рыночного финансирования.

Наиболее принципиальным является разделение финансирования на внутреннее (за счет собственных средств) и внешнее (за счет средств, которые организация привлекает). Как показывает мировой опыт, наиболее  важным источником финансирования являются именно внутренние источники, за счет которых в разных странах финансируется от 50–60 до 100% потребностей  банка или крупных компаний.

Несмотря на ведущую роль внутренних источников, привлечение капитала играет очень важную роль, поскольку дает возможность реализовывать проекты, которые на данный момент превышают имеющиеся у организации ресурсы, и, таким образом, привлечение финансирования дает возможность ускорить их развитие. Без возможности привлечения внешних источников финансирования компании и банки развивались бы значительно медленнее, что привело бы к замедлению экономического прогресса в целом.

Привлечение внешнего финансирования может быть осуществлено в двух принципиально различных формах – на долевой или на долговой основе. В случае привлечения средств на долевой основе организация предоставляет поставщикам капитала право собственности на определенную часть бизнеса как такового. Особенно наглядно это выражено при выпуске обыкновенных акций. При привлечении капитала на долговой основе организация не дает поставщику капитала права собственности на часть бизнеса, зато обязуется вернуть вложенные средства и, кроме того, заплатить процент за пользование капи­талом. Основные формы привлечения финансирования на долговой осно­ве – получение кредита и выпуск долговых ценных бумаг.

Увеличение уставного капитала может осуществляться методом регулирования голосующих паев и акций, выпуска привилегированных акций, а также получения эмиссионного дохода при выпуске акций по цене выше номинала.

В целом можно отметить, что целью эмиссии акций любой организации, как правило, выступает повышение капитала путем привлечения новых инвесторов и создания дополнительной ликвидности вторичного обращения этих акций.

Процедура эмиссии состоит из последователь­ности этапов, каждый из которых:

          не может быть начат до полного завершения и надлежащего юридического оформления результатов предыдущего этапа;

          имеет характерную только для этого этапа цель;

          завершается юридическим оформлением какого-либо документа, получением разрешения со стороны государственных регулирующих  органов на совершение последующих действий;

          сопровождается совер­шением присущих только этому этапу гражданско-правовых сделок; при этом организация может эмитировать обыкновенные и привилегированные акции.

К преимуществу выпуска привилегированных акций с точки зрения эмитента относятся: сохранение контроля в управлении акционерным об­ществом; невыплата дивидендов по привилегированным акциям не влечет за собой автоматического объявления эмитента банкротом.

Еще одним инструментом увеличения капитала могут выступать облигации. Выпуск облигаций осуществляется с целью привлечения до­полнительных средств в оборот, но с учетом того, что владельцы облигаций являются кредиторами, а не собственниками и не имеют права участвовать в управ­лении организацией. При этом  размещение облигационных займов говорит об информационной прозрачности эмитента и является одним из инструментов формирования инвестиционного имиджа организации в целом.

В российской практике банки и компании сравнительно недав­но приступили к эмиссии облигаций как заемному среднесрочному источнику финансирования инвестиций с целью повышения капитала. В развитых же странах облигации являются основным объектом инвес­тиций для крупных институциональных инвесторов, поэтому в целях определения степени риска и надежности облигаций эмитентов специальные аналити­ческие агентства производят оценку долговых обязательств и присваивают им определенные категории надежности. В США такими агентствами являются «Moody's Investors Service» (Moody's) и «Standard & Poor's Corporation» (S&P), в Канаде — «Dominion Bond Rating Service» и «Canadian Bond Rating Service». При этом рыночная стоимость как акционерного, так и заемного капитала в значительной мере определяется формируемыми данными агентствами рейтинговыми оценками надежности того или иного субъекта рынка.

При этом нельзя не учитывать следующие особенности принятия решений о выпуске облигаций[1]:

1. К выпуску облигаций чаще прибегают крупные организации, привлекаю­щие большой объем финансирования. Основная причина этого состоит в том, что издержки по выпуску облигаций сокращаются по мере увеличения объема займа, таким образом, проявляется эффект экономии от масшта­бов.

2.  К размещению облигаций, как правило, прибегают организации, имеющие меньшие перспективы развития, с уже устоявшимся бизнесом. При этом в случае привлечения кредита кредитор обычно может контро­лировать ситуацию, а держатели облигаций таких возможностей не имеют. Поскольку данные проблемы чаще всего воз­никают у сравнительно небольших банков и предприятий среднего бизнеса с большими перспективами роста, эти банки и компании в меньшей степени прибегают к выпуску облигаций. И наоборот, банки и компании с устоявшимся бизнесом в большей степени заинтересованы в облигационных займах.

3. К выпуску облигаций чаще прибегают организации, действующие в услови­ях большей информационной прозрачности. Если информация о деятельности не доступна широкому кругу инвесторов, они могут быть достаточно враж­дебно настроены к покупке облигаций. [2]

Еще одним инструментом, применяемым для повышения капитала, выступают депозитарные расписки, которые представляют собой вторичные ценные бумаги иностранных компаний, депонированные в банке страны эмитента.

Основное преиму­щество депозитарных расписок заключается в том, что они позволяют по­купать инвесторам иностранные ценные бумаги, которым закрыт или зат­руднен доступ на национальный рынок страны, а иностранным эмитен­там привлекать дополнительный капитал на зарубежных рынках для реа­лизации своих инвестиционных проектов. Таким образом, повышение капитала организаций с использованием данного инструмента осуществляется на основе привлечения качественно иного капитала новых категорий инвесторов, а также путем преодоления неэффективности отечественного фондового рынка.

Депозитарные расписки представляют их владельцам те же права, что и акции. Они имеют право на получение дивидендов и на голосование на общем собрании акционеров. Реализация права голоса на собрании акци­онеров владельцами депозитарных расписок осуществляется через банк-депозитарий. При выплате дивидендов по акциям эмитентом депозитар­ных расписок банк-депозитарий осуществляет конвертацию начисленных дивидендов, выраженных в иностранной валюте, в национальную валюту[3].

Принято считать, что выплаты акционерам в форме дивидендов, осуществляемые на систематической основе, свидетельствуют об оптимистичном настрое относительно прибылей организации и в силу этого влияют на цену акций. При этом, в ряде юрисдикций организации могут выбирать между выплатой дивидендов в денежной и иной форме. Часто банки и компании объявляют о выплате дивидендов в форме акций. С одной стороны, подобный прием позволяет направить сохраненный таким образом капитал на реализацию тех или иных стратегических проектов, что в конечном итоге не может не сказаться на величине капитала, а с другой стороны, акционеры, заинтересованные в поддержании ликвидности и получении денежных средств, могут продать приобретенные таким образом «дополнительные» акции на открытом рынке, что в конечном итоге будет способствовать созданию дополнительной ликвидности ценных бумаг данного эмитента.

Помимо наиболее распространенного способа возврата капитала акционерам на основе дивидендов, организации могут выплачивать средства собственникам также на основе обратного приобретения акций. При этом, если выплата дивидендов носит системный характер, то обратное приобретение акций является скорее разовым мероприятием. Банки и компании прибегают к приобретению акций, в ряде случаев. Обычно, когда у них скапливаются больше свободных денег, чем они способны прибыльно реинвестировать. На основе приобретения акций может быть также  осуществлена рекапитализация источников финансирования, т.е. замена акционерного капитала на заемный, часто проводимая в связи с реструктуризацией бизнеса в целом.

Выпуск конвертируемых ценных бумаг также представляет собой действенный инструмент перераспределения капитала организации между различными категориями инвесторов.

Согласно российскому законодательству конвертация ценных бумаг может осуществляться путем конвертации:

·    в акции ценных бумаг, конвертируемых в акции;

·    в облигации ценных бумаг, конвертируемых в облигации;

·    в акции с большей номинальной стоимостью акций, решение об увеличении номинальной стоимости которых принято акционерным обществом;

·    в акции с меньшей номинальной стоимостью акций, решение об уменьшении номинальной стоимости которых принято акционерным обществом;

·    в акции с иными правами акций, решение об изменении прав по которым принято акционерным обществом;

·    в акции акций, решение о консолидации которых принято акционерным обществом;

·    в акции акций, решение о дроблении которых принято акционерным обществом.

Особо следует заметить, что конвертация обыкновенных акций в привилегированные акции не допускается. Номинальная стоимость акции (акций) определенной категории (определенного типа), конвертируемой (конвертируемых) в акцию (акции) другой категории (другого типа), должна быть равна номинальной стоимости акции (акций), в которую она (они) конвертируется.

Порядок и условия конвертации ценных бумаг, включая количество ценных бумаг, в которые конвертируется каждая конвертируемая ценная бумага, определяются решением о размещении конвертируемых ценных бумаг. Решение о размещении конвертируемых ценных бумаг должно предусматривать, что конвертация осуществляется по требованию их владельцев или по наступлению срока, определенного календарной датой или истечением периода времени.

В случае, если решение о размещении конвертируемых ценных бумаг предусматривает, что конвертация осуществляется по требованию их владельцев, в нем должен быть установлен срок, в течение которого владельцами могут быть поданы соответствующие заявления, а также срок, в течение которого на основании таких заявлений должна быть осуществлена конвертация.

Количество акций, в которые могут быть конвертированы все размещенные и предназначенные к размещению конвертируемые в них ценные бумаги, не должно превышать количество объявленных акций соответствующих категорий (типов), определенное в уставе этой организации.

На сегодняшний день правовая регламентация данного инструмента имеет множество пробелов.  По мнению автора, порядок и условия конвертации в акции ценных бумаг должны определяться акционерами самостоятельно. При этом в законодательстве должно быть установлено императивное требование о привлечении обществами, участвующими в реорганизации, аудиторской организации для оценки условия конвертации. Такое требование позволило бы акционерам принимать решение о порядке и условиях конвертации на основе заключения эксперта, оценивающего условия конвертации. Думается, что распространение подобного требования на акционерные общества в целом, независимо от их отраслевой принадлежности, способствовало бы защите прав акционеров.

В рамках управления капиталом и его ликвидностью, также можно использовать инструмент дробления и консолидации акций, находящихся в обращении. Принято считать, что фондовый рынок положительно реагирует на процедуры дробления акций, так как подобные мероприятия могут подчеркивать положительный настрой в части будущего роста курсовой стоимости акций.

Согласно федеральному законодательству, по решению общего собрания акционеров также может произвести дробление размещенных акций, в результате которого одна акция общества конвертируется в две или более акций общества той же категории (типа). При этом в устав общества вносятся соответствующие изменения относительно номинальной стоимости и количества размещенных и объявленных акций общества соответствующей категории (типа).

Обратной процедурой по отношению к дроблению акций является их консолидация. Данная мера может иметь положительное влияние на уставный капитал организации, так как позволяет укрупнить стоимость одной акции и сделать, таким образом, акционерный капитал доступным для отдельных категорий инвесторов[4].

Согласно федеральному законодательству, по решению общего собрания акционеров организация может произвести консолидацию размещенных акций, в результате которой две или более акций конвертируются в одну новую акцию той же категории (типа). При этом в устав вносятся соответствующие изменения относительно номинальной стоимости и количества размещенных и объявленных акций общества соответствующей категории (типа).

Еще одним способом увеличения капитала банка или компании является продажа части акций стратегическим инвесторам, в частности инвестиционным фондам. При продаже акций организации фонду капитал растет за счет:

·     вложений в уставный капитал, поступления от продажи акций;

·     содействия фонда в создании стратегических альянсов и партнерских отношений, обеспечивающих выход организации на новые рынки;

·     привлечения стратегических партнеров для финансирования на последующих этапах развития организации.

Кроме того, важнейшим инструментом увеличения капитала выступают механизмы управления доходами и расходами организации, что непосредственно оказывает значительное влияние на прибыль, а соответственно и на капитал.

В заключение данной статьи стоит отметить, что в общем плане прибыль, остающаяся в распоряжении организации, зависит от трех «глобальных» компонентов: доходов, расходов и налогов, уплачиваемых в бюджет. Сопоставле­ние темпов роста этих компонентов позволяет оценить, какой из факторов оказал позитивное или негативное влияние на прибыль. При оценке прироста прибыли необходимо исходить из того, что он не должен быть ниже темпов инфляции, в противном случае реальные доходы будут сокращаться и произойдет обесценение капитала. В связи с этим при анализе при­были ее величину необходимо корректировать с учетом тем­пов инфляции.

Список использованной литературы

 

1. Фельдман А.А. Депозитные и сберегательные сертификаты. Чековое обращение. – М.: Инфра-М, 1995. С. 42.

2. Chemmanur T. J., Fulghieri P. Reputation, renegotiation and the choice between Bank loans and publicly traded debt, The review of financial studies. №3. 1994.

3. Krishnaswami S., Spindt P. A., Subramaniam V. Information asymmetry, monitoring and the placement structure of corporate debt. №3. 1994.

 

 

 

 

 

 

 



[1] Krishnaswami S., Spindt P. A., Subramaniam V. Information asymmetry, monitoring and the placement structure of corporate debt; Chemmanur T. J., Fulghieri P., Reputation, renegotiation and the choice between Bank loans and publicly traded debt, The review of financial studies, №3, 1994.

[2] Chemmanur T. J., Fulghieri P. Reputation, renegotiation and the choice between Bank loans and publicly traded debt, The review of financial studies, №3, 1994.

[3] Фельдман А.А. Депозитные и сберегательные сертификаты. Чековое обращение. – М.: Инфра-М, 1995. С. 42

[4] Инвестиционные декларации ряда институциональных инвесторов США запрещают вложения в акции, курсовая стоимость которых ниже определенной величины.