Сущность и особенности труда педагогических кадров вузов / The essence and features of the work of the teaching staff in higher education institutions
Аннотация: Цель. В данной работе проведено исследование понятия и структуры профессионального профессорско-преподавательского состава (ППС), которые образуют многоуровневую иерархию должностей. По аналогии с хозяйствующими субъектами, осуществляющими процесс производства (какого-либо продукта), трудовые ресурсы или персонал вуза следует разделять на основной профессорско-преподавательские кадры, вспомогательный, обслуживающий персонал и управленческий персонал. ППС осуществляют основной процесс в вузе – образовательный. Однако отличие педагогической деятельности от производственной заключается в её направленности и степени результативности труда, а также в сущности элементов.
Методы. Теоретико-эмпирический и частнонаучный.
Результаты и их обсуждение.
Во-первых, педагогическая деятельность может рассматриваться с нескольких точек зрения как совокупность процессов, которые осуществляются параллельно или последовательно-параллельно.
Во-первых, это процесс, в котором предметом труда является входная или первичная информация (научная, образовательная, популярная, педагогическая литература) на любых носителях, которая подвергается преподавательской переработке, обработке, систематизируется, анализируется, визуализируется, ранжируется по каким-либо признака. В результате получается выходная вторичная информация, которую в зависимости от умения, навыков, степени компетентности преподавателя можно представить в следующем виде:
– разборки актуальных данных, идей, гипотез, алгоритмов решения, разнообразных задач;
– новых концепций, принципов, теорий, алгоритмов решения задач
– в первом виде информация используется в образовательном процессе и преподаватель выступает, как некоторый канал передачи или ретранслятор избавлений первичной информации от ненужных данных и тем самым, повышает категорию ее надежности.
А вот новая, вновь созданная информация, которая затем используется в образовательном процессе, позволяет рассматривать педагога как научного работника, что и подтверждается наличием и присуждением ученых степеней и присвоенных ученых званий.
Поэтому в классической литературе и на практике к преподавателям высшей школы применяется термин научно-педагогические кадры. Однако единого определения этого понятия пока не существует.
Так, научно-преподавательские кадры – это профессорско-преподавательский состав и научные работники, которые являются основными, постоянно действующим составом высшего учебного заведения, реализующим педагогическое и научно-исследовательское направления деятельности, и имеющим психолого-педагогические и научные компетенции.
Однако на наш взгляд, в этом определении сначала разделены, а потом объединены два типа кадров высшего учебного заведения. К первому типу относится профессорско-преподавательский состав, который осуществляет педагогическую и научно-преподавательскую деятельность. Особенно усиление необходимости проведения научных исследований происходит в последнее время, под влиянием требований Министерства образования к структуре и количеству научных публикаций ППС, индексу их цитирования.
Ко второму типу научно-педагогических кадров вузов относятся научные работники, которые отличаются от ППС тем, что ведут научную деятельность в лабораториях при вузах, осуществляют исследования, финансируемые как из государственного бюджета, так и на основе хозяйственных договоров. Отличие первого типа от второго в том, что ППС осуществляет все виды перечисленной выше, в определении, деятельности – педагогической, научной, учебно-методической, преподавательской, воспитательной. А второй тип занимается лишь одним видом – научной деятельностью. Особенно увеличение доли научных работников произошло в тех вузах, которые приобрели статус научно-исследовательских. Так под научным работником понимается гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и/или научно-технической деятельностью [7]. В других источниках научные работники – это академики – действительные члены; члены – корреспонденты всех академий; все лица, имеющие ученые степени и звания; лица, ведущие научно-исследовательскую работу (НИР) в научных учреждениях и научно-педагогическую работу в вузах; специалисты, систематически ведущие научную работу на промышленных предприятиях и в проектных организациях[6].
На наш взгляд, такое определение научных работников не включает именно профессорско-преподавательский состав, в который входят, кроме профессоров и доценты. Поэтому научные работники, согласно этому определению, ведут и научно-педагогическую работу в вузах, соответственно, можно сделать вывод о том, что главное отличие научных работников от профессорско-преподавательского состава в том, что первые работают в вузе по внешнему совместительству, а вторые – на постоянной основе, но и те, и другие занимаются научно-исследовательской деятельностью.
Исходя из этого, в вузах по отношению к преподавателям возникают также определение научно-педагогических кадров [2]. Считается, что такие кадры являются частью такого понятия как научные работники, поэтому, по мнению, многих исследователей, в высшей школе следует использовать одно обобщенное понятие – научно-педагогические работники, включающие в свой состав профессорско-педагогический персонал и научных работников научных подразделений вуза.
В научной литературе существуют различные мнения, что, во-первых, научно-педагогические кадры – это особая группа в составе научных кадров, которые объединяются по роду деятельности и характеризуется сочетание педагогической и исследовательской деятельности [5].
Во-вторых, это сложное, внутренне дифференцированное социальное образование, состоящее из различных профессиональных, квалификационных и должностных групп, существенно различающихся по характеру и содержанию труда, по сферам исследования, по связям с производственно-практической деятельностью, по роли в развитии духовной культуры.
И если с первым мнением несомненно следует согласится, то во втором мнении заключается существенные противоречия, к одному из них относится то, что научно-педагогические кадры вуза различаются по характеру и содержанию труда. По нашему мнению, преподаватели, научно-педагогические кадры объединяются в группу или состав именно по признаку общности или единообразия характера и содержания педагогического труда как профессии, а вот по сферам исследования научные кадры различаются.
Выводы: Вызовы высшей школы и требования к обучающемуся обуславливают изменения сущности и содержания труда ППС. Преподаватель в новых экономических условиях должен стать обучающимся, причем скорость его самоподготовки, самообразования, повышения квалификации несомненно выше, чем у студентов, в том числе выше и степень заинтересованности, стремление к новациям, как в образовательном, научном, воспитательном и других процессах.
Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, содержание профессорско-преподавательского труда состава, сущность и назначение преподавателя, высшая школа, многоступенчатая система высшего образования, Болонская система образования.
Annontation: Objective. The concept and structure of the professional professorial-teaching staff (PTS) forming a multi-level hierarchy of positions have been studied in this work. By analogy with the economic entities engaged in the production process (production of a product), labour or university staff should be divided into the main professorial-teaching, supporting, service and management staff. PTS performsa basic process in the university –an educational process. However, teaching activities differ from production ones by theirpurposefulness and degree of work performance, as well as by the essence of elements. Methods. Theoretical-empirical and specific scientific methods. Discussion of results. Firstly, educational activities can be viewed from several points of view as a set of processes that are carried out in parallel or in a series-parallel way. Firstly, it is a process, in which the subject of labor is an input or primary information (scientific, educational, popular, educational literature) in any medium, which is processed, handled, systematized, analyzed, visualized, ranked by the teaching staff upon any features. The result is an output secondary information, which can be represented as follows, depending on the abilities, skills, a degree of the teacher's competence: – the study of the current data, ideas, hypotheses, solution algorithms, various tasks; – new concepts, principles, theories and problem-solving algorithms; The information of a first form is used in the educational process and a teacher acts as a certain channel or retranslator fordeleting the unnecessary data from the primary information, thereby increasing the category of its reliability. This newly-created information used in the educational process allows to consider a teacher as an academic researcher, as evidenced by a number of academic degrees and titles awarded. Therefore, in the classical literature and in practice a term «academic staff» is applied to high school teachers. However, there is no single definition of this concept. Thus, the academic staff consists of the professorial-teaching staff and academic researchers, who are the main permanent staff of a higher education institution, performing teaching and research activities and havingpsycho-pedagogical and scientific competences. However, in our opinion, in this definition two types of the high school staff are firstly separated and then combined. The first type is represented by the professorial-teaching staff engaged in performing teaching and research activities. In recent years the need to conduct research is enhanced upon the requirements of the Ministry of Education to the structure and the number of scientific papers of the PTS, an index of their citation. Academic researchers represent the second type of the academic staff in higher education institutions. They differ from the PTS by the fact that they perform the scientific work in high school laboratories, carry out research funded from the state budget and upon commercial contracts. The first type differs from the second one by the fact that the PTS carries out all types of the above-mentioned activities –educational, research, academic, teaching, morale building activities. The second type deals with only one type of activities – scientific work. A number of academic researchers has increased especially in higher education institutions, which have acquired the status of research universities. An academic researcher is a citizen, who has the necessary qualifications and is professionally engaged in research and/or scientific-technological activities [7]. According to the other sources, academic researchers are academics, full-fledged members; members-correspondents of all academies; all persons with academic degrees and titles; persons engaged in research activities (R&D) in educational institutions, performing the scientific work in higher education institutions; experts, who systematically conduct research at the industrial enterprises and project organizations [6]. In our view, this definition of academic researchers does not include the professorial-teaching staff, which includes professors and associate professors. Therefore, according to this definition, academic researchers perform the scientific work in higher education institutions, respectively, we can conclude that the main difference between academic researchers from the professorial-teaching staff is that the first ones work in higher education institutions on a part-time basis, while the second ones work on a permanent basis, but both of them are engaged in research activities. For this reason, in higher educationinstitutions teachers can also be defined as «the academic staff»[2]. It is assumed thatthis staff refers to the academic researchers, therefore, in the opinion of many researchers,in higher education institutions one generic term «academic staff» should be used. The academic staff consists of the professorial-teaching staff and academic researchers of high school research departments. In the scientific literature there are different views that, firstly, the academicstaff is a special group of researchers united by occupation and characterized by a combination of teaching and research activities [5]. Secondly, it is a complex, internally differentiated social formation consisting of various professional, qualification and work-related groups, which are significantly different in nature and the content of work, in research areas, by the engagement in production and practical activities, by the role in the development of intellectual culture. One should certainly agree with the first opinion, while the second opinion contains significant contradictions, one of which is that the academic staff of a high school is different in nature and the content of work. In our opinion, teachers and the academic staff compose a group or team on grounds of commonness or uniformity of nature and the content of teaching work as a profession, but they differ in research areas. Conclusions: High school challenges and requirements for students determine changes in the nature and the content of PTS work. Upon new economic conditions a teacher should become a learner and a degree of his/her self-preparation, self-education, advance training is undoubtedly higher than that of students. A degree of personal interest, the pursuit of innovations in educational, scientific, morale building and other processes is also higher.
Keywords: professorial-teaching staff, the content of the teaching staff work, nature and purpose of a teacher, high school, multi-level system of higher education, Bologna education system.
Текст статьи
Подробнее
Скрыть