Понятие и структура профессионального потенциала педагогических кадров вузов / The concept and the structure of the professional potential of the teaching staff of higher educational institutions
Аннотация: Резюме. Цель. В данной работе проведено исследование понятия и структуры профессионального потенциала педагогических кадров высших учебных заведений, его свойств и реализации. При чём, категория творчества, с философской точки зрения является многоаспектным понятием, общий аспект подразумевает наличие онтологического системного творчества как основы любого эволюционного развития, где результатом служит появление не только нового продукта труда, но и изменение свойств самой системы (процесса), которая создала этот продукт.
Методы. Теоретико-эмпирический и частнонаучный.
Результаты и их обсуждение. В системе управления педагогическим персоналом вуза, исходя из принципа гуманизации труда, решаются три задачи. Первая состоит в том, чтобы создать такие условия профессиональной деятельности ППС, при которых достигается максимальное использование существующего потенциала ППС как отдельного совокупного педагога, группы – коллектив кафедры или коллектива всего вуза. Вторая это создании условий труда, при которых обеспечивается повышение профессионального потенциала ППС в процессе профессиональной деятельности. Третья задача направлена на создание условий труда, которые способствуют максимизации результатов деятельности каждого отдельного совокупного педагога, группы педагогов и всего коллектива вуза в целом. Эти три задачи должны решатся с той или иной степенью приоритетности в соответствии с целями и планами системы управления вузом. Тогда, в формализованном виде Oiy-это количественная оценка профессионального потенциала i-го преподавателя при конкретной степени гуманизации его труда y. Oiy может принимать максимальное значение Oi→ max при некоторых условиях гуманизации труда, которые будут эталонными для конкретной должности, но не всегда комфортными для каждого преподавателя. Эти условия способствуют той или иной степени реализации профессионального потенциала, которую можно оценить в виде коэффициента и, изменяющегося от 0 до 1, где 0 означает не использование потенциала, а 1 – максимальное использование потенциала преподавателя.
Отсюда, Ui={0;1}. (1.1)
При изменении степени гуманизации труда изменяется и степень использования профессионального потенциала.
Ui = Oiy;Oi max (1.2)
Динамику этих показателей можно представить в следующем виде:
∑_1^n▒〖Ui→max;приOimax〗→max; y→max (1.3)
Это означает, что степень использования профессионального потенциала стремиться к максимальной величине, равной единице, при том, что профессиональный потенциал при максимальной степени гуманизации труда также станет максимальным.
Выводы. Итак, в динамике профессиональный потенциал может быть представлен в трех временных интервалах – прошлом, настоящем и будущем. Прошлый профессиональный потенциал является совокупностью накопленных, входящих в него потенциалов за какой-либо период любой деятельности и является результатом личностного развития. Настоящий потенциал – это совокупность всех тех потенциалов, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в настоящий период. Будущий потенциал может быть только прогнозируемым. При этом, использовать можно два вида прогнозов – интуитивные. Это прежде всего, на основе мнений экспертов о будущих состояниях внешней и внутренней сред и требованиях к профессиональному потенциалу, и о будущих личностных, новационных, коммуникативных, гностических, творческих (креативных) и организационных потенциалах отдельного педагога, выраженных качественными показателями. Либо на основе экстраполяции существующих тенденций развития профессионального потенциала, имеющих вид абсолютных или относительных количественных показателей. Конкретное количественное значение профессионального потенциала обусловлено условиями труда ППС в конкретном вузе на конкретной должности, согласно принципам гуманизации и конкретизации труда.
Ключевые слова: профессионально-педагогический потенциал, свойства потенциала, структура потенциала, компетентностный подход, реактивное, интерактивное приращение профессионального потенциала, гуманизация труда.
Annontation: Objective. A study of the concept and the structure of the professional potential of the teaching staff of higher education institutions (HEIs), its properties and implementation was carried out in this paper. At that, the category of creativity from the philosophical point of view, is a multidimensional concept, the common aspect implies the existence of the onthological systemic creativity as the basis of any evolutionary development, where the result is the appearance of not only the new product of labor, but also the change in the properties of the system (process) which had created this product. Methods. The theoretical and empirical and the specific scientific methods are used. Results and discussion. In the system of HEI teaching staff management, based on the principle of humanization of labour, three problems are being solved. The first is to create the conditions for the professional activity of the teaching staff (TS), able to ensure the maximum use of the existing TS potential as anindividual aggregate of the teacher, the group – the staff of the department or the whole HEI team. The second objective is to create the working conditions, providing the improvement of the professional capacities of TS in the course of professional activities. The third objective is aimed at the creation of the working conditions, contributing to maximization of the performance of each individual aggregate of the teacher, the group – the staff of the department or the HEI team as a whole. These three problems are to be solved to a certain degree of priority in accordance with the objectives and plans of the HEI management. Then, in a formalized form Oiy – is a quantitative assessment of the professional potential of the of the i-st teacher at a specific degree of humanization of his or her laboury. Oiycan take the maximum value of Oi→ maxunder certain conditions of the labor humanization, which will be the reference, but not always comfortable for each teacher, values for a particular position. These conditions contribute to some extent to the implementation of the professional potential, which can be estimated as a factor, varying from 0 to 1, where 0 means the non-use of the potential, and 1 means the maximum use of the potential of a teacher. Hence, Ui={0;1}. (1.1) In case of change in the degree of the labour humanization, the degree of utilization of the professional potential changes also. Ui = Oiy;Oimax(1.2) The dynamics of these indicators can be expressed as follows: ∑_1^n▒〖Ui→max;at Oimax〗→max; y→max (1.3) This means that the degree of utilization of the professional potential strives for the maximum value, equal to unity, despite the fact that the professional potential at the maximum degree of the labor humanization will also be maximized. Conclusions. So, the professional potential in dynamics can be represented in three time intervals – the past, the present and the future. The past professional potential is the aggregate of the accumulated potentials, included in for any period of any activity and constitutes the result of personal development. The present potential – is the aggregate of all potentials necessary for carrying out the professional activities during the current period. The future potential can only be predicted. In this case, two types of forecasts, the intuitive ones, can be applied. Primarily based on the opinions of the experts about the future states of the external and internal environments and the requirements for the professional potential, and the future personal, novative, communicative, gnostic, creative and organizational potentials of an individual teacher, expressed by the qualitative indicators.Or, based on the extrapolation of the current trends in professional development in the form of absolute or relative quantitative indicators. The specific quantitative value of the professional potential is due to the working conditions of the teaching staff in a particular HEI at a particular position, according to the principles of humanization and concretization of labour.
Keywords: professional and pedagogical potential, properties of potential, structure of potential, competence approach, reactive, interactive increment of professional potential, humanization of labor.
Текст статьи
Подробнее
Скрыть